В апреле 2010 года Аргентина провела масштабную операцию по вторичному выкупу дефолтных еврооблигаций — участниками обмена стали держатели облигаций на сумму примерно $12,4 млрд, что довело охват реструктуризации до 93% от дефолтного долга. Обвал цен, при котором котировки аргентинских еврооблигаций на вторичном рынке колебались в диапазоне 35–40% от номинала, дал правительству возможность выкупить значительную часть обязательств с огромным дисконтом, что позволило существенно снизить общую долговую нагрузку страны. Нестандартный и в своем роде уникальный механизм, который помог Буэнос-Айресу успешно реструктурировать обязательства, минимизировать долговую нагрузку и вернуться на международные рынки заимствований, стал современной "реинкарнацией" методики, впервые разработанной и применённой в 1999 году в России для преодоления тяжелых последствий недавнего кризиса.
Не секрет, что для большинства развивающихся стран стратегия выхода из долговой "ямы" выглядит предсказуемо: жесткие меры экономии, переговоры с МВФ, Всемирным банком и другими институциями, и сопровождающая все это потеря инвестиционной привлекательности. После дефолта 1998 года Россия пошла по другому пути, продемонстрировав, что управление внешним долгом возможно без радикальных мер и долгосрочного ущерба для финансовой стабильности. Главным элементом российской стратегии стал выкуп собственных долговых обязательств. Ключевую роль в этом процессе сыграла сделка, организованная финансистами Deutsche Bank из группы по торговле сырьевыми товарами под руководством Дениса Ламасова. Вместо использования валютных резервов, ЦБ РФ получил от Deutsche Bank кредит, обеспеченный драгоценными металлами, и направил эти средства на выкуп российских еврооблигаций на вторичном рынке. Этот инструмент позволил значительно снизить расходы на обслуживание внешнего долга, сэкономив более миллиарда долларов только на процентных выплатах. При этом не произошло давления на внутренний валютный рынок, процесс сокращения долга не оказал негативного влияния на золотовалютные запасы ЦБ, а депрессивные цены на российские суверенные еврооблигации позволили существенно оптимизировать структуру государственного внешнего долга.
Сегодняшние действия аргентинских финансистов подтверждают, что российская модель по-прежнему остается актуальной и эффективной, в особенности для стран с ограниченными валютными запасами, с высокой долговой нагрузкой и высокой волатильностью, характерной для всех развивающихся экономик. "Метод Ламасова", впервые использованный Россией, стал эффективным инструментом для таких экономик, продемонстрировав, что государства способны управлять своими обязательствами, снижая долговые риски без прямого расходования резервов. За последние годы аналогичные стратегии использовались не только Аргентиной, но также Шри-Ланкой и Ганой, где власти стремились снизить долговую нагрузку за счет рыночных механизмов.
Российский опыт и впредь будет оставаться актуальным примером того, как сочетание взвешенной государственной финансовой политики с внедрением новых моделей и использованием нестандартных рыночных инструментов, может обеспечить национальную финансовую устойчивость в кризисный период.
Слоты прошли долгий путь развития от самых простых образцов, изобретенных еще в девятнадцатом веке, до современных симуляторов, которые оснащены отличной графикой и проработанной системой ставок